ИСТОРИЯ |
Первая команда, составленная из рабочих и служащих станции "Нижний Новгород", была создана в 1916 году. В 1918 она стала носить название "Червонка", а в 1923 - Клуб железнодорожников (К.Ж.) "Спартак". Во второй половине 20-х годов КЖ "Спартак" был суперклубом области. В его составе выступали "звезды" первой величины того времени. В 1931 году команда стала называться "Тяга", а с 1932 - просто "Железнодорожники". Правда, из-за оттока лучших игроков клуба его гегемония в нижегородском футболе постепенно пошла на убыль. А в 1936 году на футбольных полях Горького появился "Локомотив", быстро зарекомендовавший себя крепким клубом.
"Локомотив" - клуб с глубокими историческими корнями, Малой Родиной которого является Канавино, куда футбол пришел еще в начале 20-го века.
Канавинские клубы, в частности команды, представлявшие ГЖД: рабочий клуб железнодорожников "Спартак" и "Тяга" были законодателями футбольных мод в Нижегородской губернии в 20-х годах. "Звезды" нижегородского футбола 20-30-х годов братья Пшенисновы, Сучковы, Салаковы, К.Ползунов, А.Сорочкин, Л.Ефимов, В.Дроздов, Н.Сидякин, Н.Коровин, Н.Дунаев, А.Бояркин и другие выступали за Канавино. Сборной этого старинного района нашего города не было равных, пожалуй, во всем Волго-Вятском регионе.
Позже появился футбол и на ГАЗе. Там он по существу поднялся на костях горьковской команды железнодорожников. Причем в судьбу команды, если так можно выразиться вмещалась социалистическая система хозяйствования. По общественной исторической версии, горьковский автогигант вступил в строй в январе 1932 года и стал быстро набирать производственные обороты. Однако историческая трактовка советских времен оказалась не совсем верной. Почти сразу же после пуска завод встал. Подвели ГАЗ подрядчики, были и другие просчеты, но главное - предприятию остро не хватало квалифицированных рабочих кадров. Горком комсомола в сложившейся ситуации объявил на новое предприятие набор специалистов. В этот поток, по воле случая, как слесарь-инструментальщик, а не как футболист, попал и левый инсайд клуба железнодорожников "Спартак" и сборной города Леонид Ефимов. Он-то весной 1932-го года и встал у колыбели футбольной команды Автозавода. Постепенно, вслед за Ефимовым, на ГАЗ перебрались и другие игроки команды железнодорожников. Причем так же как и Ефимов они пришли на завод в качестве слесарей, электриков, токарей.
В 1936 году в первом чемпионате СССР по футболу за газовцев выступали 13 человек, и лишь один из них не был канавинцем. В конце того же 36-го команда стала носить звучное имя - "Торпедо". Торпедовцы Горьковского приняли участие еще в 21 первенстве СССР. Дважды они выступали среди сильнейших команд страны - в классе "А" (1951, 1954 гг.).
А обескровленный "Локомотив" играл лишь в турнирах областного и городского масштабов. Но футбольные традиции железнодорожники не потеряли. В "Локомотиве" неплохо работали с резервом. Юношеские команды клуба не раз становились призерами всесоюзных и республиканских состязаний. ДЮСШ "Локомотив" по футболу воспитала: В.Зыкова, выступавшего за "Динамо" (Москва); В.Владющенкова - за "Спартак" (Москва), "Ротор" (Волгоград); А.Минаева - за "Факел" (Воронеж), "Текстильщик" (Камышин); Н.Козина - ныне тренера нижегородского "Локомотива".
Но так было предрешено судьбой, что турнирную нишу ДЮСШ "Локомотив" в середине 70х годов заняла ДЮСШ ╧8 с Автозавода. Вскоре эта футбольная школа, руководимая бессменным директором С.М.Гурвицем, стала настоящей кузницей талантов. Самые известные перспективы из которых Дмитрий Черышев, Сергей Кузьмин, Владимир Кураев, Александр Щукин, Игорь Горелов раскрылись как раз в нижегородском "Локомотиве".
"Локомотив" с 1987 года выступает в чемпионатах СССР и России. За это время команду готовили лишь три главных тренера А.Б.Мирзоян, В.В.Овчинников и Н.И.Козин. Но для дебюта в чемпионате страны, при получении профессионального статуса, состав по существу набирался А.Н.Щербаковым.
У команды было два запоминающихся повышения в ранге. В 1989 году железнодорожники получили право выступать в первой лиге чемпионата СССР. Соперниками железнодорожников тогда были хорошо укомплектованные, достаточно богатые (по тогдашним временам) клубы: "Уралмаш" (Свердловск), "Зенит" (Ижевск), "Звезда" (Пермь), "Гастелло" (Уфа), "Лада" (Тольятти).
Не надо забывать, что тогда еще была финальная "пулька", которую "Локомотив" выиграл у честолюбивых соперников новороссийского "Цемента" и омского "Иртыша".
В 1998 году, "Локомотиву" за один сезон удалось вернуться в высший дивизион и многие специалисты стали в один голос заявлять, что Овчинникову при жизни надо поставить памятник на стадионе. Это вполне объяснимо. Буквально у финишной черты в безнадежной казалось бы, ситуации, команда "зубами" вырвала путевку в высший дивизион у "Сокола", за которым стояла вся Саратовская область во главе с ее губернатором Аяцковым.
В первые два года профессионального существования команды в ней выступали в основном доморощенные футболисты. Тогда был тезис: за горьковскую команды должны играть горьковчане. Однако от услуг "варягов" и тогда полностью не отказывались. Помниться, перед эпохальным сезоном-89, когда Мирзоян уже официально отбыл из "Локомотива", а Овчинников его еще не принял, люди, входящие в штаб команды, мечтали пригласить в "Локомотив" пару-тройку квалифицированных футболистов. В результате этой акции, с их слов, должна была получиться "классная командочка". Но вскоре прибыл Овчинников, разогнал костяк не состоявшейся "чудо-команды", собрал свою и вывел ее в первую лигу. После триумфа 1989 года Овчинников часто кардинально менял состав "Локомотива". Даже в ходе одного сезона. Практически в каждом из 11 проведенных в Нижнем сезонов, у Валерия Викторовича была новая команда. За что его часто ругали и специалисты просто любители футбола. Но в конце концов любой тренер работает на результат. А результат есть. Взять для примера хотя бы чемпионат 1998 года. В период дозаявок в "Локомотиве" появилось аж 19 новых игроков, и, возможно, именно "новая кровь" и позволила команде выполнить сезонную задачу.
Григорий ГУСЕВ лето 1999 года |
|