Его за глаза зовут Борманом, а еще он всегда в центре пересудов. Благо, что пищу для обсуждения президент и главный тренер нижегородского "Локомотива" подбросить всегда рад. Только за прошлый год он оказывался в центре внимания как минимум четыре раза. Сначал - пригласив большую группу опытных игроков во главе с олимпийским чемпионом Сеулом Владимиром Татарчуком. Затем - пообещав своим игрокам фантастическую сумму за решение задачи возвращения Нижнему Новгороду места в высшем дивизионе. Летом была рекордная рекрутская кампания, в ходе которой "Локомотив" набрал 19 новичков. На финише сезона его команда невероятным образом обошла саратовский "Сокол". Сразу после этого Овчинников объявил, что уходит в отставку. Но потом передумал.
СМЕНЩИК ТАК И НЕ НАШЕЛСЯ
- Почему вы все-таки остались? То заявление было рекламным трюком, рассчитанным на привлечение внимания к себе?
- Я от недостатка внимания никогда не страдал. Скорее наоборот. Хотел уйти, потому что считал, что так будет лучше. Десять лет на одном месте - это большой срок. Нормальные люди столько не работают.
- А почему тогда остались?
- За месяц, что я честно отдыхал, сменщик так и не нашелся. Видимо, Нижний Новгород - это такое место, куда, кроме Овчинникова, заманить кого-то сложно. А может, после меня никто не хочет работать. В общем, точно не знаю, а гадать не хочу.
- То есть вы на самом деле хотели уйти?
- Абсолютно, но не вышло. Но сожаления по этому поводу не испытываю.
- Причины ухода кроются в желании отдохнуть после прошлогодней битвы с "Соколом"?
- Нет, я просто ждал, что губернатор Саратовской области позовет меня выводить его любимую команду наверх. Шутка. Но здоровья и нервов Саратов отнял у меня действительно много. Однако я должен сказать "Соколу" огромное спасибо. За школу выживания, через которую прошел.
- Признайтесь, когда вы за три тура до финиша публично поздравили "Сокол" с решением задачи выхода в высшей дивизион, то блефовали?
- Да. Я все правильно рассчитал, а конкуренты эту "наживку" проглотили. Что делать - это была война, а на ней все средства хороши.
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
- Всю концовку прошлого сезона вы говорили о том, что завидуете конкурентам. Дескать такая поддержка со стороны властей "Локомотива" только снится. После возвращения в высший дивизион вам была обещана поддержка помощь от администрации Нижнем Новгорода. Обещания сбылись?
- Да. Мы получили строку на финансирование в бюджетах области и города. Суммы там фигурируют небольшие, но для меня главное - сам факт. Ничего подобного за десять лет работы еще не случалось. Дальше можно идти вперед, а пока главное, что это стало реальностью - помощь власти команде.
- А как прокомментируете пожелание вашего губернатора, высказанное во время чествования команды, где Иван Скляров потребовал от "Локомотива" выхода в еврокубки?
- Что тут комментировать. Я - за, игроки тоже не против. Другое дело, что есть планы, а есть реальность. Кроме нас еще семь клубов такую цель ставят, и пять из них - московские (видимо, "Спартак", ЦСКА, "Локомотив" М, "Динамо", "Торпедо", "Ротор" и "Алания" - прим. GDe).
- Сколько у вас сейчас на сборе футболистов?
- 27, из них семеро - новички. С Хуако уже подписан контракт. Интересный защитник, который способен принести нам пользу уже в этом году. Есть контракт и с Поповым из Чайковского. Это молодой парень, 18 лет, рост 190 сантиметров. Через два года он способен стать большим футболистом. Только с ним еще работать надо. Вернулся Шанталосов, на просмотре грузин Монаселидзе, два армянина - Оганесян и Заназанян, украинец Мухин. Пока он выглядит хуже других, и не исключено, что мы с ним расстанемся. Есть еще ребята из местной ДЮСШ, среди которых выделю нападающего Ладыгинаа.
- Чижиков, Зиновьев, Мартюк? Что с ними?
- Мартюк был в команде и в прошлом году. Чижикова мы отправили восвояси, а Зиновьева у нас и не было - не приезжал и уже не приедет.
- А Черышев, который сам заявил, что может вернуться в "Локомотив", где началась его карьера?
- Буду только рад. Я вообще рад, что ко мне возвращаются бывшие игроки команды. И жду, что еще один наш бывший игрок в "Локомотив" вернется. Но это не Черышев, у которого в Испании долгосрочный контракт.
- Комплектование на этом закончилось?
- Нет. Сейчас мы ведем интенсивные переговоры с одним московским клубом по поводу перехода к нам известного полузащитника. Все вот-вот решится, и он даже может прилететь к нам на Кипр. Фамилию пока называть не буду из-за суеверия. Плюс должны появится еще два мастера. И все.
- Однако скромно. В былые годы вы меняли больше, чем полсостава. В чем причина подобной метаморфозы?
- Прошлый год показал, что у меня есть команда, которая заставила себя уважать. Есть коллектив, прошедший через серьезное испытание и с честью его выдержавший. Я селекционную работу в период дозаявок прошлым летом тоже строил с дальним прицелом.
НИЖЕГОРОДОВ ПРОДАЕТСЯ ЗА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ
- Все 19 рекрутов сейчас в команде?
- Нет, конечно. Без брака в работе никто не обходится. Я не исключение. Четверо грузин у меня за полгода отъелись, пожили в хорогих условиях и уехали домой. Речь идет о Гогичайшвили, Глунчадзе, Исиани и Хорхели. Вернулся в Казахстан и Гумар. На трансфер выставлены Майоров и Еремин, который сейчас уехал в Красноярск. Отчислен Богачев, нет в команде Царенко, Фамильцева. Гончаров в ЦСКА, Зубков и Рапейко лечатся. В "Торпедо-ЗИЛ" тренируются числившиеся за мной Чудин и Матвеев, полгода нигде не игравшие.
- А что с Татарчуком, Липко и Нижегородовым, которого вы собирались продавать?
- Татарчук здесь и будет играть. Липко тоже тренируется с нами, но у него проблемы, и серьезные. Он удалил гланды, провалил первый сбор. С ним состоялся серьезный разговор, в котором я пожелал Саше не остаться только перспективным футболистом. У него уже двое детей, пора играть, а не надежды подавать. Нижегородов во Вьетнаме с молодежной сборной. Он действительно продается. За миллион долларов. Ищу желающих купить.
- Вы вернули Шанталосова, с которым в свое время расстались не по-доброму.
- Не надо смешивать футбол и человеческие отношения между Валерием Овчинниковым и игроками. Плохо с людьми я не расстаюсь. Меня может не устроить какой-нибудь футболист, тогда мы с ним расстаемся. Но это не значит, что на нем как на человеке поставлен крест. Бывает, что игрок не приживается в коллективе и уходит. Да и сам с годами становишься мудрее, терпимее.
- А сколько вам в сезоне нужно игроков?
- Я бы не отказался от 30 человек. А вообще, видимо, останется 25. Окончательно определимся с составом в Сочи, куда отправимся 10 февраля. Там пройдет сбор под названием "Зачистка". Определюсь в это время с теми, кто составит костяк команды, который будет нести на себе тяжесть основной нагрузки в сезоне. Выявим тех, на кого рассчитываем, и тех, кто остается и работает на перспективу.
- Вы недавно выступили с инициативой возрождения чемпионата дублеров. В чем суть идеи?
- Чемпионат вторых составов - это будет точнее. Дублер - это игрок, который взят на перспективу. Как, скажем, когда-то Нижегородов, а сейчас Белов, Попов. А какой дублер из Дмитрия Быстрова? Или Олега Масленникова? Эти люди по каким-то причинам сегодня не попали в состав, но они всегда с командой, они ее члены. Вот и нужно провести соревнования для вторых составов. Играть они должны за день до матча, как это было в союзные времена. И молодежь всегда рядом, и ближайший резерв. Ты смотришь, работаешь с этими людьми, это другой процесс. А то, что сегодня происходит с дублями, несерьезно. У этой команды свой календарь, свой график работы, ей нужен свой тренер, эти люди оторваны от меня, они мне чужие. Так уж получается в силу обстоятельств. Поэтому пусть пока начнут хорошее дело девять команд - Москва, Раменское, Питер, Ярославль и Нижний. Остальные посмотрят, оценят, а жизнь покажет: нужен этот турнир или нет.
- Какой режим работе на этом сборе?
- Три тренировки в день. Утром - час металла, как мы его зовем: тренажеры, штанга. Потом час 45 минут первая тренировка, а после обеда вторая. Пока работаем на больших объемах, над общей выносливостью. Отсюда и счета в контрольных матчах. Хотя первый состав в игре с "Торпедо" меня порадовал. Игра равной была, и лишь грубая ошибка Мартюка позволила сопернику забить.
- А почему вы остановились в гостинице, расположенной в самом центре города? Обычно все ищут уединения и покоя.
- Пусть ищут. Я предпочитаю не устраивать игрокам резервацию. Пусть выйдут в город, по магазинам, в кафе сходят, если захотят. Мне и самому нравится так жить. И ребята могут отвлечься от однообразия, присущего любому сбору в самой хорошей гостинице.
В СВОЕ ВРЕМЯ Я ОЧЕНЬ ХОРОШО УЧИЛСЯ
- Вас многие считают не тренером, а организатором. А сами вы себя кем ощущаете?
- Един в двух лицах. Я просто между тренировками не отдыхаю, а по телефону звоню в администрацию или к спонсорам езжу. А что касается того, тренер я или нет... Есть тренер, который любит поговорить о тактических вариантах, о тенденциях игры. Со мной всегда есть о чем поговорить и без этих тем. И потом, я не тот тренер, что любит раскрывать дверь на собственную кухню.
- Мы с вами сидим на лавочке возле поля, а с игроками работают помощники. Это обычная практика?
- Да, после игрового дня. Вчера ребята и так "наелись", а тут я выйду и снова кричать начну. Пусть отдохнут. Я смотрю, оцениваю, а если надо, то рыкну так, что быстро подействует. Это тоже искусство тренера: вовремя зарычать. Работают действительно чаще всего в поле мои помощники, но и я этого не избегаю.
- А кто игроков подбирают в команду?
- Я, и только я.
- А как вы к своему прозвищу относитесь?
- Нормально, оно меня не задевает. Борман - так Борман.
- А к тому, что многие вас считают шарлатаном, ничего в тренерском ремесле не смыслящим?
- Бывает обидно, но это тоже нормально. Все дело в том, что Валерий Овчинников не был не то что великим, а просто хорошим игроком. Большинство же наших тренеров играли на высшем уровне. И мне всегда будут напоминать, что ты - "колхозник". Другое дело, что я уже успел многое доказать. В 34 года вывел команду в первую лигу СССР, потом еще два раза поднимался наверх.
- Ну и что - обхитрили всех, объегорили. Общественное мнение таково.
- Да, это надо тоже уметь. Однако и тренировать людей тоже нужно. В свое время я нашел Сергея Базулева, потом был Валерий Карпин, которого я отыскал в команде города Нарва, игравшей на первенстве Эстонии. Был еще Черышев, теперь Нижегородов. Не надо делать из меня монстра, хотя я и не против. Другое дело, что люди видят только одну сторону медали, а их всего две.
- А где вы учились, если никогда не играли на серьезном уровне?
- У Варюшина в ВШТ. Это был второй набор, а тогда попасть в эту школу было непросто. Я попал, "колхозник", никому не известный, и честно учился, впитывая все, что мне показывали и рассказывали. И не уставал учиться потом, когда работал. Другое дело, что у меня внешность неподходящая - эдакий Бармалей. Вот я и работаю себе тихо, стремясь доказать собственную состоятельность. И я никогда не обсуждаю - даже в беседах не для прессы - работу своих коллег. Неэтично это. Меня же всегда обсуждают, чаще всего критикуют. Впрочем, это неплохо. Значит, я интересен.