FC LOKOMOTIV Nizhniy Novgorod - Unofficial Web Site
ИНТЕРВЬЮ
<|назад|> <|на главную|>


Валерий ОВЧИННИКОВ:
У НАС ЛИШЬ ДВА ПУТИ:
ЛИБО ВЕРНУТЬСЯ,
ЛИБО РАЗВАЛИТЬСЯ

    За 12 лет работы в Нижнем Новгороде наставник местного "Локомотива" Валерий Овчинников научил окружающих ничему не удивляться. Он находил выходы из казалось бы безвыходных ситуаций. В этом сезоне его команда дважды была близка к снятию с чемпионата. Овчинников устоял и команду спас. Но ценой сохранения команды стало 15-е место и, как следствие, вылет в первый дивизион.

    - После феерических для команды сезонов 1998 и 1999 годов вы приучили болельщиков ничему не удивляться...

    - А что в тех сезонах было феерического? Если бы мы выиграли чемпионат - была бы феерия и все бы посходили с ума. Просто нормально играли: когда могли - выигрывали, не могли - уступали, ни в одном матче не сдались, всегда бились. Сезоны получились страшно интересными и поучительными для меня и для всей команды. В 98-м мы впервые понюхали первый российский дивизион, поняли, насколько это драчливое и мощное сообщество, не испугались, не сломались, выдержали этот адский марафон со спаренными играми через два дня на третий. Год спустя поставили перед собой задачу уцелеть - задачу выполнили.

    - В этом году от "Локомотива" ждали большего, а получилось наоборот. В межсезонье были допущены стратегические ошибки?

    - Стратегическая ошибка была допущена только одна. Еще зимой мы вместе с начальником команды Николаем Козиным пришли на прием к новому руководителю Горьковской железной дороги и сообщили, что готовы завершить свою железнодорожную карьеру. В ответ получили заверения в необходимости команды для города, области, дороги и нашей работы в ней. Так вот, ошибка была в том, что послушались мнения руководства, а не остались при своем решении. Все остальное - это последствия той единственной ошибки. Из нее все проистекало. А бросить тонущую команду посреди сезона - это не в наших правилах.

    - И в сезоне-99, и год спустя вы действовали по одному и тому же сценарию: набирали игроков в последний момент и вступали в чемпионат новой и практически несыгранной командой. Почему же итоги сезонов столь различны?

    - Неужели вы думаете, что подобную, извиняюсь за выражение, селекцию я планировал заранее и проводил целенаправленно? После того, как в 1998-м году мы узнали слово дефолт , почти все периферийные команды оказались в очень неприятной ситуации. Все контракты, все договоры аренды заключались в так называемых у.е. , что привело к многократному увеличению затрат на все сферы деятельности клуба. Уже тогда стало ясно: железная дорога в одиночку не в силах содержать команду высшего дивизиона. Но тогда, в 1999-м у нас был прочный тыл, а это означало, что при любых катаклизмах "Локомотиву" хоть как, но помогут. Нам было не до жиру. Почти со всеми футболистами я готов был подписывать долгосрочные контракты, но финансовые возможности клуба позволяли только краткосрочную - на полсезона, максимум сезон - аренду. По окончании сезона-99 я, например, очень хотел сохранить для команды Арсена Авакова. Того самого Авакова, который еще за две недели до старта чемпионата полировал лавку в Шиннике . Я думаю, вряд ли кто из болельщиков был против этого - Арсен сумел покорить Нижний. Но Аваков забил за "Локомотив" 13 мячей - больше, чем кто-либо с игры, обновил командный рекорд, после чего его цена возросла от смешной до слезной: 800 тысяч долларов. Много это или нет? Судите сами: за весь первый круг прошедшего чемпионата мы смогли рассчитывать только на немногим большую сумму. В начале 1999 года мы смогли разыскать, выпросить, арендовать почти задаром опытных, зрелых, мастеровитых футболистов, которым светила в лучшем случае скамейка запасных. Мы вернули их в футбол и они показали всем, на что способны. В начале этого года выбор был уже гораздо меньше - на нашем примере тоже учились. Оставалось довольствоваться тем, что есть, но я бы не сказал, что это была плохая команда...

    - Однако в первом круге она не смогла выиграть ни разу.

    - Команде психологически не хватило, быть может, одной-единственной победы на старте чемпионате. Победи мы в одном из первых матчей - все сложилось бы по иному, я уверен. Ведь игроки были неплохие: Санько с Власовым во втором круге неплохо показали себя в Воронеже, Газзаев не жалеет, что взял у нас Быстрова, Новосадов и Савельев сейчас - не последние люди в ЦСКА. Но команда не выигрывала, и нам ничего не оставалось, как пойти на смену почти всего потервяшего веру в себя состава.

    - "Локомотив" второго круга начал выигрывать, но остановился, когда до заветного 14-го места оставался, казалось бы, один шаг.

    - Я думаю, шансы сохранить место в высшем дивизионе у команды были. Календарь был к нам благосклонен: во втором круге мы принимали дома всех основных наших собратьев по несчастью . Что нам не хватило? Во-многом, конечно, фарта: не удержали победу во Владикавказе, не забили пару пенальти. А дальше... Я советую прочитать годичной давности интервью Антиховича вашей газете, как он пытался вытащить "Жемчужину" . Там подробно описывается, как конкуренты умирающих смыкаются спинами и что при этом делается...

    - Есть ли выход из нынешней ситуации? Что необходимо делать?

    - Как там говорится? Если вас даже съели, у вас есть два выхода... Это про нас. "Локомотив" сейчас находится в такой ситуации, что в первом дивизионе он скорее всего больше, чем на сезон, не задержится. Либо вверх, либо вниз. Сейчас уже время критики ушло, у нас есть совсем маленькая пауза, чтобы решить все организационные вопросы. Самый главный из них: форма существования ФК "Локомотив". Железная дорога провела большую работу по подготовке к акционированию клуба, готова выступить одним из главных акционеров, но сегодня ни одно предприятие не способно в одиночку вытянуть тяжелую ношу содержания высококлассной футбольной команды.

    - Вы считаете, что история 1998-го года с возвращением в элиту за один сезон способна повториться?

    - Вполне может. Но для этого надо решить все организационные вопросы максимум до 10 декабря, и наигрывать состав, способный решить задачу, с самого первого сбора, а не за две последних недели. Костяк этого состава не нуждается в поисках, многие футболисты, завершившие сезон в "Локомотиве", готовы продолжить здесь свою карьеру, они - матерые игроки вышки , и в первом дивизионе могут быть незаменимыми, а мы готовы работать с ними. И стоят их трансферы куда меньше, чем у многих и многих игроков первого дивизиона. Но это меньше - все равно деньги, которых у нас в данный момент нет. В ближайший месяц все должно решиться: или - или.

    - В течение всего сезона в местной прессе неоднократно проходили антиовчинниковские кампании. Вас упрекали в приватизации имущества клуба, в распродаже лучших игроков. Это повлияло на игру команды?

    - Эти, как вы назвали, антиовчинниковские кампании , идут у нас уже не первый год. Человек в итоге привыкает ко всему, тем более, что ответ у меня всегда был один: приходите и смотрите. Какое имущество есть у клуба? Стадион и база принадлежат Горьковской железной дороге - именно этим имуществом дорога собирается войти в создаваемое акционерное общество. У "Локомотива" - не у Овчинникова - есть дом, это служебная жилплощадь, в нем живут футболисты и работники клуба. И будут жить те, кто работает в команде, а не те, кому нравятся в нем квартиры! Про распродажу так вообще смешно слышать: игроков, принадлежавших "Локомотиву", можно было пересчитать по пальцам, большинство мы не от хорошей жизни брали в аренду у других клубов, куда они потом и вернулись. Кого мы распродали: Нижегородова и Быстрова? Взяли бы Нижегородова в национальную сборную из команды-аутсайдера? У него впереди была Лига чемпионов, это мечта жизни каждого футболиста. Оба они переросли "Локомотив" и я не вправе был держать их в команде дальше. Хотя мог.


Максим ЛЕБЕДЕВ
17 ноября 2000 года
"СПОРТ-экспресс"
оригинальный текст, полученный от автора

FC LOKOMOTIV Nizhniy Novgorod - Unofficial Web Site
ИНТЕРВЬЮ
<|наверх|> <|назад|> <|на главную|>
Обновление 17.11.00